Интеллектуальное производство: организационные структуры, модели производства и управления
Круглый стол экспертов и практиков интеллектуального бизнеса
20 мая 2016 года в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) состоялся круглый стол на тему «Интеллектуальное производство: организационные структуры, модели производства и управления».
Круглый стол проводился Институтом Государственной Службы и Управления РАНХиГС совместно с организаторами Первой Всероссийской Живой Конференции «Интеллектуальная услуга 2016» и был посвящен обсуждению возможностей развития Интеллектуального рынка в России.
В круглом столе принимали участие представители консалтинговых, инвестиционных, креативных компаний, предпринимательских кругов, Гильдии маркетологов, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
Организаторов представляли:
от группы компаний «WorkLine» — Евгения Громова и Валерия Терентьева,
от ИГСУ РАНХиГС — Елизавета Степаненко и Игорь Москалев.
Состоялся не просто обмен мнениями, но настоящий полилог, в котором участники свободно высказывали свои профессиональные взгляды по интересных для них вопросам:
- Что превращает интеллектуальный труд в бизнес?
- Как сделать организацию интеллектуального бизнеса эффективной?
- Какие производственные модели, организационные структуры и системы управления подходят для управления интеллектуальным производством?
- Как найти верный подход к интеллектуальному труду в современных условиях?
- Как капитализировать знания и результаты?
Лидия Леонтьева (МЭСИ) затронула вопросы реализации парадигмы устойчивого развития экономических систем на основе использования интеллектуальных ресурсов общества и их превращения в интеллектуальный капитал. Обсуждение темы раскрыло необходимость развития Интеллектуального рынка России, который на сегодняшний день представляется участникам недостаточно структурированным и динамичным. Развитие Интеллектуального рынка до степени его активного влияния на экономику России возможно только тогда, когда компании, предлагающие интеллектуальные услуги, станут реальным бизнесом, то есть, научатся капитализировать знания и результаты, формируя Интеллектуальный капитал. Именно за счет формирования интеллектуального капитала интеллектуальный труд превращается в бизнес. Дискуссионным остается вопрос о том, каким образом капитализировать знания и результаты интеллектуального труда. В качестве основной проблемы управления интеллектуальным производством была выделена справедливость оценки вклада каждого участника процесса в создание интеллектуального продукта и в формирование интеллектуального капитала. Для решения данной проблемы предложен ряд моделей управления интеллектуальным производством:
- предприниматели и авторы идеи проведения конференции «Интеллектуальная услуга 2016» Павел Савченко и Валерий Платонов предлагают модель «Интеллектуальная артель»;
- Игорь Москалев называет модели от классики менеджмента до открытого кода (краудсорсинга), который является наступившим будущим создания интеллектуального продукта;
- по мнению Станислава Скородумова (компания «АйТим Консалтинг»), комплексный, пошаговый, развивающий подход – это единственно жизнеспособная основа любой модели производства интеллектуального продукта.
Дискуссии в рамках предложенных для обсуждения вопросов сформировали у участников готовность к сотрудничеству и желание поделиться знаниями и имеющимися наработками, внести свой вклад в развитие Интеллектуального рынка. При этом было высказано пожелание активизировать «приземление» научных знаний и больше взаимодействовать в поле практики, не замыкаться в стенах научного подхода.