Опыт начала реализации программ DPA в России. Статья Т.А.Занко в журнале «Государственная служба»

Опыт начала реализации программ Doctor of Public Administration в России

(Журнал «Государственная служба». 2020. № 2. С.97 – 100)

 

Автор: Тигран Антонович Занко, кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы, директор программы DPA Института государственной службы и управления РАНХиГС

Аннотация: В статье рассмотрены предпосылки, подходы к созданию и разработке программ DPA, а также проанализирован опыт начала реализации программы Doctor of Public Administration в Институте государственной службы и управления РАНХиГС. Отмечается, что программы уровня MPA впервые начали реализовываться в России более десяти лет назад, также ИГСУ РАНХиГС. С течением времени в среде профессиональных управленцев возник запрос и на программы подготовки высшего уровня Doctor of Public Administration (DPA). При разработке новой для России образовательной программы уровня DPA необходимо было прежде всего установить требования и критерии к отбору слушателей. Ключевыми параметрами при этом стали уровень и управленческая направленность образования поступающих, обязательный опыт работы на руководящих должностях. Претенденты подтверждают имеющиеся знания на комплексных вступительных испытаниях, предусматривающих тестирование на понимание системы и механизмов государственного управления, выполнение практического задания на проверку владения иностранным языком, а также собеседование и оценку концепции общественно-значимого научного проекта. Первая в России программа DPA имеет модульную архитектуру образовательного процесса. Всего модулей 12, они проходят со средней периодичностью раз в два месяца и посвящены различным аспектам государственного и муниципального управления. При этом в каждый модуль DPA интегрированы практические занятия на развитие soft-skills. Ключевая цель обучения по программе DPA – подготовка и защита общественно значимого научного исследования в сфере государственного и муниципального управления. В процессе подготовки исследования слушателям назначаются научные руководители и консультанты от РАНХиГС и наставники от органов государственной власти. Для аттестации по итогам каждого модуля слушателям программы DPA предлагается подготовить научную статью и опубликовать его в журнале из списка ВАК, либо выступить на научной конференции. С учетом заложенных в программу DPA подходов и механизмов, качества набора, имеющихся в Президентской Академии условий и возможностей реализации программы, представляется, что программы формата DPA должны прочно войти в систему российского образования.

Ключевые слова: DPA, MPA, профессиональное развитие, дополнительное образование, государственный служащий, муниципальный служащий, профессиональная переподготовка, общественно-значимый проект

 

Введение

В России уже на протяжении многих лет реализуются образовательные программы уровня Master of Public Administration (MPA), Master of Business Administration (MBA) и Doctor of Business Administration (DPA). Программы MPA стартовали именно в Президентской Академии более десяти лет назад и стали одними из признанных лидеров в подготовке и переподготовке кадров для системы государственного и муниципального управления, а также получили ряд престижных российских и международных аккредитаций. Научный руководитель программ MPA Института государственной службы и управления РАНХиГС А.В. Шапошников считает, что «программы MPA должны быть интегрированы в текущую практическую деятельность органов власти, особенно на региональном и муниципальном уровнях, где принимаются конкретные решения, влияющие на реальную жизнь людей» [Шапошников, 2019. С. 55-57].

В настоящее время накопленный потенциал подготовки и переподготовки руководящих кадров для системы управления, а также запрос на образовательные программы в области государственного управления высшего уровня, на которых уже состоявшиеся профессионалы могли бы значительно углубить и переосмыслить имеющиеся знания, развить новые гибкие навыки, установить деловые связи, а также осуществить научные разработки по перспективным темам – создали условия для первой в России программы уровня Doctor of Public Administration (DPA): «представление линейки программ подготовки управленцев будет неполной без постановки вопроса о разработке нового (верхнего) уровня – докторских программ профессиональной подготовки в сфере государственного управления «Доктор государственного управления – Doctor of Public Administration (DPA)», отличающихся практической направленностью обучения и разработкой общественно значимых проектов, основанных на личном опыте работы обучающихся» [Барциц, 2015. С. 40-47]. Кроме того, научный руководитель программы DPA ИГСУ РАНХиГС А.В. Сороко делает особый акцент на том, что «DPA – это программа не просто для управленцев, которые хотят получить новые компетенции, но также для тех, кто хочет и может привнести новое в государственное и муниципальное управление»[1].

Зарубежная степень DPA – это аналог степени PhD со специализацией в государственном управлении (PhD in Public Administration), связях с общественностью (PhD in Public Affairs) либо публичной политике (PhD in Public Policy). Степени PhD при этом приравниваются к российским кандидату/доктору наук. В соответствии с устоявшимися международными подходами исследования и разработки, проводимые в рамках обучения на программах DPA, носят более прикладной характер по сравнению с более теоретизированными исследованиями при получении соответствующей специализированной степени PhD.

В России программы MPA [Степаненко, 2015. С. 82-91], MBA, DBA и, как результат, DPA находятся с правовой точки зрения в плоскости программ профессиональной переподготовки [Карташова, 2012. С. 63-66]. Данное обстоятельство, с одной стороны, необоснованно ставит упомянутые «высокоуровневые» программы подготовки в один ряд с «обычными» программами профпереподготовки, но с другой стороны – дает возможность более свободно выстроить их содержание и архитектуру, тем самым обеспечив соответствие самым высоким международным стандартам.

Создание образовательной программы ставит перед ее разработчиками ряд очевидных, но в то же время непростых вопросов: чему учить? как учить? кто будет учить? кого учить? Достижение какого образовательного результата и эффекта планируется? Как будет оцениваться прогресс слушателей [Барабашев, Масленникова, 2010. С. 101-130]? Сделать качественно новый и востребованный образовательный продукт – это не просто повесить «красивую вывеску», необходимо тщательно продумать наполнение и логику программы и иметь возможность его обеспечить.

Необходимо сразу отметить, что на момент подготовки данного материала уже состоялся набор на первую в России программу подготовки высших управленческих кадров Doctor of Public Administration (DPA) «Эффективное государство – стратегии развития», проведены вступительные испытания и конкурс заявок на обучение, прошли первые образовательные модули, слушатели начали взаимодействие с наставниками и научными руководителями. Более того, принимаются заявки от желающих пройти обучение во втором наборе. Поэтому есть возможность публично проанализировать прошедшие этапы, раскрыть заложенные в программу идеи и механизмы и поделиться планами по развитию.

 

Критерии отбора слушателей

Значительное влияние на эффективность образовательной программы оказывает именно правильно подобранная группа слушателей, которые могут взаимодействовать и дополнять друг друга в процессе обучения, делясь личным опытом, обеспечить более интенсивный и заинтересованный контакт со спикерами и экспертами. Поэтому первая задача заключалась в выборе базовых квалификационных требований, критериев отбора и механики проведения вступительных испытаний.

Для того, чтобы минимизировать разрыв в знаниях, к поступлению допускаются только слушатели, имеющие образование не ниже уровня магистратуры/специалитета либо выпускники программ MPA/MBA. Одновременно проверяется управленческая, политическая, юридическая либо финансово-экономическая профильность такого образования.

Важным условием обеспечения осознания слушателями стоящих перед ними задач и практической готовности к их решению является наличие опыта работы на руководящих должностях не менее пяти лет. При поступлении на зарубежные программы DPA дополнительно учитывается такой критерий, как минимальный GPA (Grand Point Average – средний балл диплома), который должен быть не ниже 3.0 – 3.5, но необходимо учитывать, что такие значения установлены с учетом американской четырехбалльной системы оценок, в России сопоставимый средний балл будет равняться 4.0 – 4.5.

Обычно набор на программы профессиональной переподготовки осуществляется по итогам собеседования, но в отношении программы DPA было принято решение о проведении вступительных испытаний, которые предусматривают комплексное тестирование на знание системы государственного и муниципального управления, государственной службы, основ правовой системы России; оценку владения профессиональным английским языком; а также собеседование, в ходе которого обсуждается представленная кандидатом на поступление концепция научного проекта, над которым планируется работа в течение срока обучения по программе DPA.

Несмотря на первый набор на принципиально новую программу, непростые вступительные испытания, конкурс по заявлениям составил более двух человек на место. В результате набора к обучению на программе приступило 18 слушателей из различных регионов страны, среди которых есть как государственные служащие, так и собственники крупных бизнес-проектов, кандидаты наук, победители всероссийского конкурса «Лидеры России». Принципиальное решение при формировании группы DPA – это небольшое количество слушателей, что обеспечивает возможность каждому обучающемуся взаимодействовать с первыми лицами органов власти, которые выступают в качестве спикеров и экспертов программы.

 

Архитектура образовательного процесса

С учетом загруженности по основному месту работы и географии слушателей важное значение приобретает выстраивание расписания образовательного процесса. Оно должно обеспечивать возможность каждому без ущерба для работы полноценно и в интенсивном режиме получить знания. Для решения данной задачи наиболее оптимальной является модульная организация учебного процесса. Всего на программе DPA РАНХиГС 12 образовательных модулей продолжительностью в три дня с пятницы по воскресенье, которые проходят со средней периодичностью один модуль раз в два месяца. Каждый из модулей комплексно раскрывает различные аспекты государственного и муниципального управления, и условно все 12 модулей можно разделить на три крупных тематических блока: государственно-управленческий, финансово-экономический и социально-политический.

Особый вызов, который стоит перед программой DPA – обеспечение содержательного качества образовательного процесса для слушателей, каждый из которых сам обладает значительными практическими и теоретическими знаниями. В связи с этим спикерами программы выступают, в основном, первые лица органов государственной власти и местного самоуправления, а также признанные эксперты. В течение трех дней каждого модуля у слушателей проходят встречи в среднем с шестью спикерами, а за всю программу слушатели будут взаимодействовать более, чем с 60 спикерами. Очевидно поэтому особый интерес к программе DPA проявляют представители организаций, занимающиеся связями с государственными органами. Каждая встреча – это не просто односторонняя лекция, а профессиональный и открытый диалог, слушатели могут задать вопросы спикерам, которые сами зачастую напрямую отвечают за развитие целых сфер государственного и муниципального управления. Такие встречи позволяют глубже понять логику знаковых управленческих решений, проследить формирование российской государственности, по-новому взглянуть на механизмы государственного управления

По уже сложившейся практике один из учебных дней проходит на площадке органа власти или одного из ведущих учебных заведений, позволяя глубже погрузиться в атмосферу и проблематику модуля, а завершающий воскресный день модуля посвящен развитию гибких навыков управления.

В целом развитие гибких навыков – это отдельный и очень важный образовательный трек, который пронизывает всю программу DPA. Слушатели первого набора уже прошли практические занятия, посвященные анализу деятельности и образа политических персон, тренинги по профессиональному долголетию руководителя, а впереди – государственный протокол и подготовка публичных выступлений, работа в телевизионной студии, управление конфликтами, ведение переговоров и многие другие.

 

Перспективные научные исследования и общественно значимые проекты

Результатом обучения по программе DPA являются общественно-значимые прикладные научные исследования в интересах органов государственной власти и местного самоуправления. Еще на стадии приема слушателей комиссия оценивает концепции исследований, их потенциальную научную и практическую значимость, при этом весомым преимуществом для кандидата на программу DPA является наличие научного «задела» по теме исследования в виде статей и выступлений на конференциях.

С самых первых дней обучения слушателям программы DPA с учетом предложенных тем исследований назначаются научные руководители из числа наиболее опытных экспертов Президентской Академии, а также осуществляется подбор наставников от органов государственной власти и местного самоуправления. Именно во взаимодействии c ними слушатели готовят выпускное квалификационное исследование, успешная защита которого позволит присвоить степень Doctor of Public Administration.

На программе DPA РАНХиГС отказались от традиционных экзаменов и зачетов по итогам модулей. Для прохождения успешной промежуточной аттестации после каждого модуля слушателям предлагается подготовить и опубликовать научную статью в журнале из списка ВАК либо выступить с докладом на конференции, более того, это станет важным условием допуска к защите итогового исследования. Представляется, что такая форма аттестации будет способствовать эффективной работе над итоговым проектом.

Столь высокие требования к итоговым исследованиям по программе DPA предъявляются неслучайно, они в целом схожи с требованиями к кандидатским диссертациям. С учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 1792, которым Президентской Академии предоставляется право самостоятельно присуждать ученые степени, не исключается возможность последующей защиты наиболее успешных выпускных исследований слушателей DPA в качестве диссертаций.

Отдельного внимания заслуживают механизмы наставничества, предусмотренные программой DPA. Каждому слушателю в соответствии с индивидуальной карьерной траекторией, профессиональными интересами и возможностями подбирается наставник из числа первых лиц органов государственной власти и местного самоуправления. По итогам состоявшегося набора слушатели уже начали взаимодействие с наставниками, представляющими Администрацию Президента и Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и руководство регионов. Наставники принимают активное участие в уточнении проблематики, по которой слушатели осуществляют исследования, приглашают слушателей программы DPA к решению актуальных задач, стоящих перед органами власти, включают их в действующие рабочие группы.

 

Заключение

С учетом заложенных в программу DPA подходов и механизмов, качества набора, имеющихся в Президентской Академии условий и возможностей реализации программы, уже сейчас можно уверенно говорить об успехе программ формата DPA в России. Представляется, что они должны также прочно войти в систему образования наиболее успешных государственных и муниципальных служащих, представителей бизнеса, которые планируют свой переход в органы власти, как и существующие программы MPA, а выпускники программы DPA РАНХиГС – стать не просто кадровым резервом системы управления, а ее авангардом.

 

Литература

  • Барциц И.Н. Подготовка кадров для государственного управления: от бакалавра до доктора. Государственная служба. 2015. № 1. С. 40-47.
  • Барабашев А.Г., Масленникова Е.В. Образование в сфере публичного управления: компетентностная парадигма. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). № 3. 2010. С. 101-130.
  • Карташова Л.В. Зачем MBA (MPA) и DBA государственным служащим. Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1. С. 63-66.
  • Степаненко Е.В. Master of Public Administration (MPA): опыт реализации, проблемы и перспективы развития. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 82-91.
  • Шапошников А.В. Повышения уровня профессиональной подготовки парламентариев. Государственная служба. 2019. № 1. С. 55-57.

[1] https://dpa.igsu.ru

Article Page 1 picture

>>Файл Pdf для скачивания

Posted in: