В конце марта завершился второй модуль программы «Новые лидеры территориального развития – «Видение». В течение трех месяцев студенты были погружены в процесс формирования вектора развития каждой из исследуемых территорий. Свои наработки учащиеся представили на стратегической сессии в МАРШ.
Сессия прошла в формате круглого стола, на котором присутствовали видные эксперты, среди них: Никита Токарев, директор Московской архитектурной школы МАРШ; Юлия Панкратьева, преподаватель МАРШ, куратор курса «Развитие городской среды и планирование» НЛТР; Алексей Крашенинников, профессор Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского; Сергей Семенов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов, преподаватель РАНХиГС; Павел Морозов, Руководитель агентства маркетинга и коммуникаций PioneR; Николай Матушевский, основатель дизайн-завода «Флакон» и Генеральный директор УК Realogic; Станислав Гужов, Начальник отдела экономико-финансовых расчетов и методики принятия решений Генплана Москвы; Александр Сманцер, девелопер, заместитель Генерального директора ООО «ТК Проперти»; Антон Кочуркин, архитектор, руководитель архитектурного бюро «8 ЛИНИЙ»; Марина Фокина, эксперт Научно-образовательного центра программ MPA Института государственной службы и управления РАНхиГС; Павел Чипизубов, руководитель градостроительного отдела «Хоумлэнд групп».
Рассмотрим подробнее, что же предложили студенты для своих площадок.
МЕТМАШ. История предприятия насчитывает более полувека, за годы своего существования ВНИИМЕТМАШ оказал сильное влияние на разработку машиностроительного и станкостроительного оборудования и оснащение металлургических заводов; воспитал передовые научные кадры в сфере металлургического машиностроения. Чтобы помочь предприятию выйти из кризиса последних десятилетий, предлагается создать на территории Промышленный технопарк МЕТМАШ. Якорной структурой технопарка станет образовательно-научная площадка, объединяющая вокруг себя предприятия отрасли и резидентов МЕТМАШ. Студенты предлагают сделать территорию технопарка открытой – доступной для жителей города и района, обеспечив таким образом устойчивое взаимовыгодное сосуществование жителей и резидентов
МОССПЕЦЖЕЛЕЗОБЕТОН. Завод железобетонных изделий располагается в промышленной зоне «Южный порт», в одном из самых непривлекательных и грязных районов Москвы. Будущее этой территории слушатели увидели во включении ее в структуру жилого района в виде зеленого многофункционального парка отдыха и спортивных развлечений. Такое решение позволит повысить привлекательность района и создать новый имидж территории в качестве «зеленого островка». Развитие территории будет проходить по пути поэтапного вывода производства с территории: создание на свободной от производства части территории «Города Супергероев», основанного на идее масштабного квеста (этап 1); частичное замещение по мере вывода производства с территории элементов квеста спортивными площадками для экстремальных видов спорта (этап 2); формирование «Зеленого парка» общественного пользования для всех категорий граждан после полного освобождения территории от производства (этап 3).
АЭРОГРАД «МОЖАЙСКИЙ». Аэроград, расположенный при въезде в Можайский район Московской области, имеет все предпосылки стать «туристическими воротами» района — местом, где будут демонстрироваться все его основные достижения и достопримечательности. Будь то туристические маршруты по усадьбам и храмам; прогулки к святым источникам; экскурсии по музеям; туры по фермерским хозяйствам и конным базам района. Получить информацию о районе, взять карту территории, скачать аудиогид, узнать о проводимых культурных мероприятиях, посетители смогут в Информационном центре, который студенты предложили открыть на территории Аэрограда. Неотъемлемой частью такого Инфоцентра станет рынок или магазин местных продуктов «Попробуй Можайск на вкус». Также для привлечения туристов в Аэроград слушатели планируют расширить программу Фестиваля малой авиации, который ежегодно проводится на территории Аэрограда. Продолжением этого мероприятия станут Фестиваль квадрокоптеров и Фестиваль воздушных змеев.
НОВАЯ МОСКВА. Кейс «Новая Москва» разделился на два отдельных проекта: ТОРГОВЫЙ СОЮЗ. Первый проект заключается в объединении производителей продуктов питания, расположенных на территории Новой Москвы, в торговый союз (17 предприятий). В результате создания такой сети появится внутренний новомосковский рынок. Этот шаг позволит привлечь внимание к местной продукции и вызвать у жителей гордость за свою территорию, а также, что немаловажно — будет приносить прибыль в городской бюджет и бюджет поселения.
КОСМОПАРК. «Космопарк – повод для гордости», — отозвался о втором проекте один из экспертов, присутствовавших на стратегической сессии. Космопарк – второе предложение для территории Новой Москвы. Планируется, что комплекс, возведенный рядом с аэропортом Остафьево, будет включать в себя 5 элементов: 1. научно-развлекательный центр; 2. тематический парк развлечений; 3. детский лагерь; 4. гостиница; 5. образовательное направление – партнерская программа (между МГУ, Правительством Москвы, Академией наук и др.) – научное образование для детей. Большой проект, так заинтересовавший жюри и вызвавший наибольшее число вопросов и предложений.
В следующем модуле слушателям предстоит подготовить презентацию функциональной программы территории, разработать сервисную модель территории и продумать зонирование объектов. Как студенты справятся с этими и другими задачами, можно будет узнать на открытой стратегической сессии, которая пройдёт в мае этого года.