Интервью директора ИГСУ Игоря Барцица агентству «Интерфакс»

Директор ИГСУ, профессор Игорь Барциц рассказал в интервью «Интерфаксу» о месте русской культуры в мире, невозможности глобализации образования и особенностях российских университетов.

«Российская система образования наряду со многими другими нашими достижениями – историей страны, умением народа справляться с, казалось бы, непреодолимыми трудностями, его терпением и стремлением к развитию, классической литературой, музыкой, космосом, балетом, красотой русских женщин – была и остается основанием для национальной гордости. Качество российского образования – одна из самых острых тем в общественном дискурсе. Общество не готово поступаться достижениями прошлых лет, оно стойко сопротивляется стандартизации. В России очень ценят образование, кругозор, профессионализм, то, что в последние годы принято называть качеством человеческого капитала. Обратите внимание, противники Болонского процесса опасаются не усложнения образования, основные свои претензии они выдвигают к неизбежному, с их точки зрения, упрощению.

Так что России есть что предложить миру науки и образования, отечественные научные школы имеют значительный авторитет в мире. Российская образовательная модель подразумевает и фундаментальные знания, и исследовательскую практику. А в содружестве с европейскими партнерами мы добиваемся синтеза российского и западного подходов, что, как любая синергия, дает более качественный результат. Сложные задачи, неожиданные результаты, широкие перспективы – это то, чем, на мой взгляд, живет студенчество не только в России. Именно об этом и шла речь на конференции «Интернационализация образования и науки, роль и возможности русского языка», мы с французскими коллегами прорабатывали дальнейшие возможности многолетнего сотрудничества.

Одним из выводов дискуссии было понимание, что глобализация образования оказалась невозможной. Это ни хорошо, ни плохо. При всем понимании глобальности экономических и политических процессов образование продолжает оставаться национальным. Конечно, математика, химия и физика универсальны, но гуманитарные, общественные науки, даже экономика и право не могут быть поняты и осознаны в отрыве от национальной системы образования. При этом очевидно, что национальные системы образования должны давать возможность студентам изучать другие языки, познавать мир, общаться. Для этого университеты и продумывают свои программы интернационализации. Тезисно: вместо глобализации в образовании интернационализация образования».

Предыстория и текст интервью — на сайте РАНХиГС.

Posted in: